Туроператоры как лишнее звено
Экстравагантную идею высказал мэр Сочи Анатолий Пахомов: объекты размещения не нуждаются в туроператорах, а посему всероссийская здравница, представленная сочинскими курортами, вполне может отказаться от «посреднических» услуг. Будущее внутреннего туризма градоначальник представляет в виде большого компьютерного монитора с обилием картинок курортных объектов и могучей программой для электронного бронирования. Ну а на первое время мэр предложил воспользоваться телефоном, по которому можно узнать о вариантах отдыха в Сочи, а также зарезервировать комнату. Из любопытства корреспондент «БАНКО» набрал указанный номер и с пятой или шестой попытки дозвонился с вопросом: «Где и как можно отдохнуть за 500 руб. в сутки?» В ответ услышал милый малороссийский акцент: «Человек еще не подошел». Через два часа оказалось, что «человек только что ушел».
Зато туроператоры были более разговорчивы. «Заявление мэра по крайней мере странно, – рассказала директор сочинского представительства компании «Дельфин» Александра Сердюченко. – Не ранее как два месяца назад г-н Пахомов заявил, что «готов помочь любому туроператору, который будет продавать Сочи». И вот помог… Нам, туроператорам, в чьи обязанности входит организация отдыха, порой приходится заниматься еще и обслуживанием туристов – то есть выполнять функции непосредственно отелей и здравниц, представители которых зачастую искренне недоумевают: мол, их кормят, процедуры проводят – чего еще надо!.. Лучше бы мэр озаботился уровнем сервиса».
По мнению гендиректора компании «РВБ -Алеан» Ильи Уманского, возможно, в идее мэра есть рациональное зерно. Эксперт условно разделяет клиентов на два типа: готовых самостоятельно организовывать свой отдых на российских курортах, используя в том числе возможности Интернета, и нуждающихся в помощи специалиста туркомпании. Для первых вопрос технологии прямого букинга на объекте размещения назрел давно. Существенной проблемой является бессистемность российской отельной базы: за рубежом класс отелей вполне «читаем» по тем же звездочкам.
В России соответствие «звезды» реальному уровню сервиса наблюдается только у брендовых объектов, на которые приходится лишь небольшой объем турпотока. Кроме того, ТО по внутреннему туризму не формируют новый продукт, а выступают посредниками между объектом размещения, агентством и прямым потребителем. «На мой взгляд, будущее за теми туроператорами, которые могут что-то противопоставить системе прямого букинга, а именно: формирование продукта полного цикла и создание эффективной системы сбыта. Только предложения организованной перевозки, открытие представительств на курортах, обеспечение качественного трансфера, экскурсионного обслуживания, грамотно выстроенное взаимодействие с агентской сетью – залог их существования», – уверен г-н Уманский.