Анапе обещано круизное будущее
ООО «Черноморские скоростные линии» (Анапа) в марте текущего года планирует начать монтажные работы в рамках проекта реконструкции морпорта Анапа. Проект, рассчитанный на период до 2013 года, предполагает удвоение пассажирских перевозок судами компании (до 200 тыс. человек в год) и развитие в регионе круизного туризма. Сумма инвестиций — 2,1 млрд рублей. Эксперты отмечают, что ожидания относительно роста пассажиропотока несколько завышены, а круизный туризм не соответствует целевой аудитории Анапы как бюджетного курорта. Альберт Никитин, председатель совета директоров ООО «Черноморские скоростные линии» (ЧСЛ), рассказал „Ъ“, что в марте текущего года компания рассчитывает получить положительное заключение ФГУ «Главное управление государственной экспертизы (Главэкспертиза)» по проекту реконструкции причала морского порта Анапы, в ходе которой он будет удлинен на 150 метров. Проведенные работы позволят принимать круизные суда длиной до 150 метров и осадкой до 6 метров.
По словам Альберта Никитина, целью реконструкции является расширение внутреннего и международного пассажирского сообщения через порт Анапа. «В соседних странах активно развивается круизный туризм. По нашим данным, в украинской Ялте в сезон осуществляется порядка 40 судозаходов, у нас же в Сочи, единственном черноморском порту, способном принимать круизные лайнеры, принимается всего около десятка судов. Причина — ограниченные возможности портовой инфраструктуры», — рассказал собеседник „Ъ“.
Согласно плану, работы на пассажирском терминале анапского порта начнутся в 2011 году и продлятся до конца 2013 года. «Старое здание признано негодным, мы будем его ломать. Уже построены временные здания, куда переводятся администрация порта и его службы», — заметил господин Никитин. После окончания реконструкции здание морвокзала будет приспособлено для международных перевозок. Его пропускная способность может составить около 300 человек в час. Суммарный объем вложений в проект — 2,1 млрд рублей, из которых около 500 млн необходимы для реконструкции причала. Cрок окупаемости — 5 лет. Альберт Никитин пояснил „Ъ“, что в проект привлекаются средства аффилированных структур, кроме того, ведутся переговоры о возможном софинансировании с компаниями, заинтересованными в коммерческих площадях нового пассажирского комплекса. Их названия господин Никитин раскрывать не стал.
По прогнозам компании, после реконструкции морпорта Анапа судами ЧСЛ будет ежегодно перевозиться около 200 тыс. пассажиров. Планируется развивать международное морское сообщение с причерноморскими государствами, в том числе с Турцией и Украиной. «Линию на Сочи мы накатывали два года, чтобы выйти хотя бы на ноль. За это время пассажиропоток сформировался, люди привыкли к регулярным рейсам и планируют поездки. Резерв роста пассажиропотока есть», - уверен Альберт Никитин. ФГУ «Росморпорт» не ответил на просьбу „Ъ“ прокомментировать планы «Черноморских скоростных линий». Эксперты оценивают перспективы проекта скептически. Лилия Аксенова, аналитик компании SeaNews (Санкт-Петербург) сомневается в прогнозах относительно роста пассажиропотока: «Морской пассажирский транспорт является наиболее дорогим видом перевозки. Например, билет от Новороссийска до Сочи прошлым летом стоил около 1600 рублей, а на автобусе всего 500 рублей», — говорит госпожа Аксенова.
С ней согласен директор компании Infranews (Москва) Алексей Безбородов: «Путь от Новороссийска до Сочи занимает 5 часов, при этом штормовая ситуация в этом районе не самая благоприятная. С учетом того, что регионы юга России в высокой степени автомобилизированы, можно предположить, что для поездки по этому маршруту большинство пассажиров выберут наземный транспорт. Что касается круизного туризма, то он по своей природе совершенно не соответствует целевой аудитории Анапы как бюджетного курорта, так как предполагает осмотр достопримечательностей либо отдых в высококлассных отелях. Таких объектов в Анапе пока что нет».
/КоммерсантЪ/